Практика ведет к совершенству, верно? Так почему же бесчисленное количество людей отрабатывают определенные навыки часами подряд, но очень немногие на самом деле достигают мирового уровня? Оказывается, важно то, как мы практикуем.

Как достичь совершенства и стоит ли это делать?

Люди склонны к идеализации, поэтому часто в любом навыке присутствует чувство неудовлетворенности. Кто-то мечтает великолепно рисовать, другим нужна точеная фигура. Существует определенные принципы, которые работают для овладения любым навыком, воспользуйтесь ими:

  1. Мотив. Определите, зачем вам быть лучшим в какой-то сфере? Какие ваши намерения? Хорошо, если это ваше истинное желание, и вы получаете огромное удовольствие во время процесса обучения и достижения результатов. Проанализируйте свои чувства. Например, возможно, вы чувствуете неуверенность, сможет ли этот определенный навык вам ее подарить?
  2. Конкуренция. Человек развивается в обществе. Проигрывать тоже хорошо, ведь так вы лучше узнаете свои возможности и сможете отточить ошибки. Но и не стоит гнаться за призрачным идеалом, если в выбранном вами навыке особой конструкции не получается. Например, если вы рисуете и вам нравятся чьи-то картины. Ищите свои особые способы проявить себя в искусстве.
  3. Практика. Только регулярные занятия помогут достичь результатов. Без волевых усилий тут не обойтись. Существует теория знаменитого психолога и социолога Эрика Эриксона, что для совершенствования какого-либо навыка необходимо 10000 часов (это около 5 лет при 8-ми часовых занятиях с двумя выходными). Исследования не раз подтверждали, что эта цифра далеко не конечная, многим может потребоваться гораздо больше времени, чтобы стать виртуозом.
  4. Идеалы. Всегда смотрите, чего и как именно добились лучшие в выбранной вами сфере. Учитесь у тех, кто достиг желаемого вами результата.

Как в три этапа усовершенствовать свои навыки?

В своей книге «Код таланта: раскрытие секрета навыков в спорте, искусстве, музыке, математике и почти всем остальном» Дэниел Койл обсуждает «глубокую практику» –метод, используемый музыкантами, спортсменами, писателями и другими людьми мирового уровня, которые являются мастерами своего дела. Идея состоит в том, что чем больше новых ошибок вы исправите за относительно короткий период времени, тем быстрее вы добьетесь прогресса.

Главная идея – агрессивно совершать и исправлять новые ошибки, а не просто повторять то, что вы уже знаете. Каждый раз, когда вы совершаете иной первый шаг, в вашем мозгу срабатывают новые комбинации нейронов, создавая другие мыслительные пути.

Существует адаптация исследования Койла в трехэтапной стратегии-практике: фрагментировать, объединять, чувствовать. Вы можете использовать ее для более глубокого совершенствования. Вот как это работает:

Фрагментируйте

Самый простой способ обнаружить ошибки на ранней стадии – это разделить свою практику на мельчайшие единицы, которые подходят для вашего уровня мастерства. Например, если вы пианист, возможно, имеет смысл разучивать новую пьесу по одному такту за раз. Если вы писатель, подумайте о том, чтобы разбить книгу на отдельные предложения или абзацы. Если вы теннисист, сосредоточьтесь на своей подаче. Только когда вы овладеете этой ступенью, вы можете переходить к следующей.

Соедините

Это когда несколько мелких деталей кажутся правильными, вы можете собрать их вместе. Один абзац становится двумя абзацами и так далее. Но не переусердствуйте. Койл пишет, что многие спортсмены мирового уровня тренируются не более трех-пяти часов в день. Если вы выполняете глубокую практику правильно, после определенного момента тренировка больше не приведет к лучшему результату, только к истощению. «Когда вы в процессе обучения покидаете зону глубокой практики, – пишет Койл, – вы можете завершать занятие».

Почувствуйте

Это особое умение, которое показывает разницу между теми, кто «технически совершенен», и теми, кто становятся легендами. Вы должны научиться «чувствовать это». По мере вашего прогресса ваша интуиция станет сильнее, и вы сможете использовать ее, чтобы обнаруживать все, что «не нравится».

Писатель должен прочитать их произведение и спросить: «Каково это?» Работа музыканта должна выходить за рамки совершенства и превращаться в нечто, что невозможно измерить.

Разбейте навык на части, соедините и почувствуйте. Используйте это, чтобы стать не просто хорошим, а тем, кто смог выйти за рамки возможного и достиг мирового совершенства.