Правление римского императора Марка Аврелия характеризовалось гражданскими беспорядками, бесконечными войнами, культурным упадком и неравенством доходов. Как он заметил в «Медитациях», люди всегда были людьми, а жизнь всегда была жизнью. Чем сильнее меняются вещи, тем больше они остаются прежними. Это высказывание очень правдиво и его подтверждают эти шесть простых уроков, которые могут помочь жить лучше:

Найдите наставника

Философ Сенека рекомендовал выбрать учителя, чей образ жизни кажется вам великолепным. У нас действительно должен быть кто-то способный урегулировать наши характеры. «Вы никогда не сможете выпрямить то, что искривлено, если не воспользуетесь линейкой».

Практически у всех философов были наставники, живые или мертвые. У Клеанта был Зенон. У Катона был Сарпедон. У Сенеки был Аттал. Они знали, что жизнь трудна и требует помощи. Нам нужны наставления от тех, кто продвинулся дальше по пути. Как сказал Маркус: «Только звери могут делать все в одиночку».

Определите пределы вашего контроля

«Основная задача в жизни заключается в следующем: идентифицировать и разделять вещи, чтобы я мог ясно сказать себе, какие внешние факторы не находятся под моим контролем, а какие имеют отношение к выбору, который я фактически контролирую. Где же мне искать добро и зло?» – говорил Эпиктет.

Самое сильное понимание Эпиктета, как учителя, происходит из его опыта рабства. Хотя все люди в какой-то момент знакомятся с законами вселенной, Эпиктет ежедневно напоминал о том, насколько мало у него было контроля. Он приспособил этот урок к тому, что он назвал нашей «главной задачей в жизни» – различать то, что зависит от нас, а что нет. Цель состоит в том, чтобы сосредоточиться на первом: на нашем отношении, эмоциях, желаниях и мнениях о том, что с нами произошло. Этот выбор остается за нами.

Эта главная задача была центральной для выживания Эпиктета как раба. «Вы можете связать мою ногу», – говорил он (его нога действительно была связана и сломана), «но даже Зевс не в силах нарушить мою свободу выбора».

Выделяться

Марк Аврелий говорил: «Это не перестает меня удивлять: мы все любим себя больше, чем других людей, но их мнение волнует нас сильнее, чем собственное».

Если вы хотите стать лучше, если вы хотите достичь мудрости, вы должны время от времени выглядеть странно или даже невежественно. Эпиктет рассказывает нам историю философа Агриппина, который сказал, что все мы – нити в одежде, неотличимые друг от друга. В Римской империи, которая полностью отдалась алчности и коррупции, лучшей стратегией было бы оставаться в тени, сливаться с ней, чтобы не привлекать внимание капризного и жестокого правителя, обладающего властью жизни и смерти. Но для Агриппина такой компромисс был немыслим.

Несмотря на то, что делали все остальные, он отказывался подчиняться или подавлять свое независимое мышление. Расширяя свою метафору одежды, он сказал: «Я хочу быть красным, той маленькой и яркой частью, которая заставляет все остальное казаться миловидным и красивым». Примите то, кем вы являетесь на самом деле, то, что позволяет вам быть уникальным. Будьте той маленькой частью, которая делает остальное ярким.

Ценность добродетели

Мужество. Правосудие. Умеренность. Мудрость. Это самые важные ценности. С тех пор мы сделали много открытий: автомобили, интернет, лекарства от болезней, которые раньше были смертными приговорами. Однако нашли ли мы что-нибудь лучше, чем быть храбрыми? Чем поступать правильно? Чем умеренность и трезвость? Чем правда и понимание?

Если ты не можешь сделать добро, по крайней мере, не навреди

Шекспир, великий наблюдатель философов, сказал, что добро, которое мы делаем в жизни, легко забывается, но зло, которое мы совершаем, живет и продолжается. Мусоний Руф сказал: «Если вы добьетесь чего-то хорошего тяжелым трудом, работа пройдет быстро, но хорошее останется; если вы делаете что-то постыдное в погоне за удовольствием, удовольствие быстро проходит, но остается позор». Всегда следите за своими намерениями.

Размышляйте о своей смертности

Сенека размышлял о том, что нам так тяжело расстаться с деньгами, но так легко потратить свое время. А ведь каждый день завершается и никогда не вернется. Дело не в том, чтобы говорить о боли или напугать вас. Смысл – дать силу. Мысль о быстротечности жизни должна вдохновлять, мотивировать, помогать сконцентрироваться, на том, что перед вами. Потому что это вполне может оказаться последним, что вы делаете в своей жизни.